Перейти к содержимому


Фотография

История Владимирского тракта


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Unknown User

Unknown User

    Unknown User

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 451 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 29 Июнь 2011 - 13:33

Из трех путей - железнодорожного, водного и сухопутного, пересекающих орехово-зуевские земли, самая интересная история у последнего, "Большого Владимирского тракта", проходящего здесь через деревни Плотава, Ожерелки, Малая Дубна, и далее за рекой Киржач на Покров во владимирские земли.

В 1392 году великий московский князь Василий Дмитриевич присоединил к Москве Нижегородское княжество. Ближнего пути на Нижний Новгород не было, а старая дорога на Владимир проходила через суздальские земли. Эта дорога из Москвы в Суздаль, а из Суздаля во Владимир называлась "Стромынка", по названию села Стромынь в Богородском уезде Московской губернии. Из Владимира в Москву ездили через Юрьев-Польской.

В записях Троицкой летописи от 1395 года сказано, что путь, по которому следовала из Владимира в Москву икона Божьей Матери, являлся "самый велицей дорозей Володимерской". С 1731 года "Владимирка" стала называться Сибирским трактом, который имел направление Москва - Владимир - Муром - Нижний Новгород и далее на Сибирь. Владимирка начиналась в Москве у Рогожской заставы, где и сейчас стоит верстовой столб на площади Ильича. На нем надпись вверху "От Москвы 2 версты", а ниже "1783 года". Ссыльных со всех концов России Москва принимала в Бутырском тюремном замке, а уж от него арестантов отправляли пешком до Рогожской заставы, а далее по Владимирке, дороге слез, скорби и печали. Возрастающую роль дороги в жизни русского государства в 14-15 вв. закрепило создание ямской службы при Иване III (ямы - специальные станции с помещением для отдыха проезжающих, со сменой лошадей). В Москве было 6 ямских слобод, в том числе Рогожская. Дорога делилась на перегоны. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались через 30-50 верст. Из-за частой смены лошадей расстояние от Москвы до Владимира протяженностью 140 верст пассажиры преодолевали за сутки. Проезжая часть каторжного тракта выглядела следующим образом. Дорога обязательно снабжалась верстовыми столбами. По ее бокам вырывались канавы с наружными высокими валами, по которым шли конвойные. Внутри их были два малых вала с поперечными канавками для стока воды, а по середине было главное полотно. Ширина проезжей части полотна достигала 15- 25 метров , плюс 4 метра обочины.

С 1919 года Владимирская дорога в пределах Москвы стала называться "Шоссе энтузиастов" в честь революционеров, направлявшихся по тракту в Сибирь. О старой дороге в окрестностях шоссе напоминают названия рабочего поселка Владимирский, улиц Первая, Вторая и Третья Владимирских, а также Измайловский лесопарк, где чудом уцелел единственный в Москве нетронутый участок Владимирки. Самое первое село по Владимирке - Ивановское - находилось в 19 верстах от Москвы. Далее дорога, утрамбованная цепями, шла на Горенки (теперь г.Балашиха, 25 км от Москвы). За Горенками, пройдя через Буньково, дорога начинала играть в прятки, почти нигде не выдавая себя, маскируясь под покровом полей, укрываясь в лесах и проселках. Такой замаскированной, из лесов она подкрадывается к землям Орехово-Зуевского района, пересекая его с запада на восток, начиная с бывшей почтовой станции Плотава.

Владимирка постепенно обстраивалась городами, промышленными местечками, селениями, почтовыми станциями. Одной из таких станций была Плотава. Сколько видела и слышала на своем веку эта старая почтовая станция! Окруженная высоким угрюмым лесом, она ежесуточно наблюдала за нескончаемым движением торговых обозов, военных отрядов и дружин, ямщицких троек, возков, пешего люда, политических ссыльных и колодников. Круглый год, но преимущественно зимой, двигались многочисленные сани и подводы с товарами, припасами и материалами не только местного производства, но и дальних земель: Поволжья, Урала, Сибири. Сибирские и поволжские купцы привозили товары из Бухары, Китая, Индии, Персии, с Кавказа. Еще в 1552 году Иван Грозный вел по этому пути 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. В последующие годы по тракту проследовали в Сибирь участники стрелецкого бунта, опальные старообрядцы и запорожские казаки. В 1774 году холодным октябрьским днем в деревянной клетке, закованного в кандалы и цепи, под усиленным конвоем солдат везли в Москву на казнь руководителя крестьянского восстания в России против крепостничества Емельяна Ивановича Пугачева. В 1790 году по решению Государственного Совета, лишенный чина, исключенный из кавалеров ордена Святого Владимира, по Владимирке ехал в Илимский острог "бунтовщик похуже Пугачева" - Александр Николаевич Радищев. Только после смерти Екатерины II автор "Путешествия из Петербурга в Москву" смог возвратиться из ссылки в 1797 году.

Павел I определил местом жительства Радищева после ссылки - село Немцово Калужской губернии, куда Александр Николаевич ехал из Сибири по Владимирке через Воршу, Андреевское (усадьбу его друга и покровителя графа А.Р.Воронцова), Покров и Плотаву. Об этом свидетельствует его "Дневник путешествия из Сибири". Вот запись от 10 июля 1797 года: "Выехал на заре в Никулино... В Никулине видели шелковую фабрику, 15 станков, сбор 10 тысяч. В Бунькове платки..."

Среди ходоков по Владимирке с конца 18-го века можно было видеть Савву Васильевича Морозова, зуевского крестьянина, с большими тюками за спиной.

Трижды испытал на себе пеший путь по каторжной дороге украинский бунтовщик Устин Кармелюк. В 1826 году в Плотаве останавливался декабрист Г.А.Римский-Корсаков, следовавший из Москвы во Владимир. В Нерчинск в 1827 году шли пешком по тракту декабристы Соловьев, Сухинин, Мозалевский.

Видела Плотава и одного из лучших сыновей России А.С.Пушкина. В музее мировой литературы им. Горького хранится документ о том, что в конце ноября - начале декабря 1830 года поэт останавливался в Плотаве на 5 дней, возвращаясь из Болдина в Москву. Стесненные денежные обстоятельства заставили Александра Сергеевича 31 августа 1830 года поехать в Болдино - имение, выделенное ему отцом во владение. Живя в барском доме, поэт плодотворно работал над новыми повестями, поэмами, стихами. Первый раз, возвращаясь из Болдина в Москву, Пушкин проехал 400 верст по Владимирке, преодолел 14 противохолерных постов, и все же его в Москву не пропустили. Он вернулся в Болдино, где ему сопутствовал исключительно плодотворный период творческой деятельности.

Задержанный в Плотаве холерным постом во время второй попытки возвращения в Москву, Александр Сергеевич добавил здесь к стихотворению "Моя родословная" двадцать строк. Осенью 1833 года он снова ехал по Владимирке в Болдино. В письме к Н.Гончаровой он так описал каторжный тракт:".. .представьте себе насыпи с обеих сторон - ни канавы, ни стока для воды, отчего дорога становится ящиком с грязью, - зато пешеходы идут со всеми удобствами по совершенно сухим дорожкам и смеются над увязшими экипажами..."

В 1840 году в сопровождении жандармского конвоя везли по дороге в ссылку в Пермь выдающегося русского революционера-демократа, писателя А.И.Герцена. Эти места Владимирки видели возвращающегося из ссылки Т.Г.Шевченко. В 1863 году здесь проследовал в Забайкальские рудники поэт, революционный демократ М.Л.Михайлов. Вдоль Владимирки промышлял разбойник из деревни Запонорье Богородского уезда Василий Чуркин.

"В Плотаве наелся я этой проклятой севрюги - пью, не напьюсь", - отметил в своих записях в 1860 году писатель-демократ В.А.Слепцов, сделавший здесь кратковременную остановку. По Владимирке неоднократно проезжал Л.Н.Толстой, чтобы описать путь на каторгу своей героини Катюши Масловой. Его интересовала сама дорога, окрестные селения, мосты и особенно этапные тюрьмы, такие, как Богородский и Покровский тюремные замки. Всех, прошедших через Плотаву по Владимирке на восток и обратно, не перечислишь. Это были простые русские люди, борцы за счастье народное, участники стачек, забастовок и восстаний. Несть числа могил сыновей и дочерей России, наспех вырытых вдоль этого печального кандального тракта. Следуя по Владимирке из Плотавы в Покров, не миновать Киржач.

Возвращаясь из Владимира, в деревне Килекшино в избе крестьянина Анисимова ночевал отец русской авиации Николай Егорович Жуковский. Значительной вехой на пути из Москвы на каторжной дороге был первый уездный городок Владимирской губернии Покров. Но еще до Покрова через селение Малая Дубна обыкновенной дорогой были связаны с Владимиркой фабричное местечко Никольское и торгово-купеческие села Орехово и Зуево. В Покрове издавна находилась промежуточная ямская станция, "мытная изба", где брали плату с провозимых товаров - "мыт".

После Покрова следы старого тракта снова прячутся и появляются лишь в деревне Старое Семенково. Чудом сохранился этот 300-метровый участок Владимирки между избами деревни. На этом участке разграничительная линия в середине полотна выложена более крупными булыжниками. На поляне у западной стороны селения партии ссыльнокаторжных останавливали на привал. На этом месте один из жителей деревни, вспахивая огород, нашел кандалы. За избами Старого Семенкова дорога меняет свой облик - на ней нет булыжника - мужики из соседней деревни оголили Владимирку, булыжник, как строительный материал, продали частникам. В лесу у деревни видны валы по краям "лысой" Владимирки. Они заросли соснами. Из всех сохранившихся участков старого тракта Семеновский - самый цельный и самый выразительный. Его надо сберечь, во что бы то ни стало.

Много дум наводят эти Владимирские места. По северному, Ярославскому тракту, а затем и по Большой Владимирке в течение 1826- 1828 годов мчались казенные тройки со ссыльными декабристами. Их отважные жены поехали в Сибирь на каторгу следом. Этапное переселение в Сибирь началось еще в 16-м веке и самыми первыми изгнанниками стали набатный колокол Углича, оповестивший о смерти царевича Дмитрия, и 300 закованных в кандалы жителей этого города, свидетелей убийства. По большому Владимирскому тракту, по владимирской земле, мчались в кибитках в Сибирь жены декабристов Е.И.Трубецкая, М.Н.Волконская, А.Г.Муравьева, Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, П.Е.Анненкова, К.П.Ивашева, Е.А.Бестужева и другие. Александра Муравьева везла переданное ей А.С.Пушкиным послание декабристам "Во глубине сибирских руд".

В Петушках, где функционировала почтовая станция - большой ям, заканчивался еще один очередной перегон от Москвы. До Владимира оставался один перегон. У деревни Пекша Владимирка пересекает современное Нижегородское шоссе. На отшибе деревни Городок (слилась с Пекшей) недалеко от речушки стояла изба, где жил и работал художник Исаак Ильич Левитан. В мае 1892 года он приехал сюда с Софьей Павловной Кувшинниковой. В один из дней они вышли на незнакомую дорогу. Уже вечерело. Обкатанной белой полосой дорога тянулась в сумеречную даль. Левитан догадался - перед ними знаменитая Владимирка! У покосившегося деревянного придорожного голубца Левитан и Кувшинникова ненадолго присели. Сюжет картины родился мгновенно. Левитан писал картину с натуры у голубца в несколько сеансов. Нарисованная им "Владимирка" - это дорога печали, сумеречный пейзаж унылого безымянного шоссе, скрывающегося в серых далях. На дороге у Левитана нет ссыльнокаторжных и конвоя. Малые тропки вьются вокруг тракта и убегают вместе с облаками вдаль. Плетется одинокая странница. Все движется в одном направлении, в Сибирь. Этой картиной Левитан осудил все, что было связано с горестным кандальным трактом. Позднее на картине "Владимирка" Левитан заменил деревянный голубец на кирпичный. Исаак Ильич подарил картину Москве, в Третьяковской галерее она демонстрируется и поныне.

Владимирский тракт пролегал и близ старинного села Ундол, принадлежавшего с середины XVIII века отцу А.В.Суворова. Великий полководец стал хозяином имения после смерти отца в 1775 году. В Ундоле Суворов написал "Науку побеждать". Старинный тракт спит сейчас вечным сном, засыпанный глиной, песком, гравием, асфальтом, занесенный снегами и пылью времени, скрывшись где-то близ Колокши, Юрьевца и во Владимире. Это ему, тракту страха, ненависти и жестокости, посвящались страницы трудов Радищева, Белинского, Островского, Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского и других русских писателей. За Владимиром большая дорога переходила в самый большой тракт на земле - Сибирский, получивший меткие названия в народе: столбовой, великий, большой, кандальный. От Владимира Сибирский тракт следовал на Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Каинск, Томск, Красноярск, Иркутск, далее шли его ответвления. Одно из них на Петропавловский порт. Почтовый дорожник 1852 года указывает расстояние от Москвы - 12687 верст с четвертью! Большой Сибирский тракт с тех пор стал мощной коммерческой дорогой. Но у Сибирки своя история.

В деревне Плотава в 1958 году на здании местного клуба была установлена мемориальная доска в честь А.С.Пушкина, а позже и бюст поэту у клуба. Автором скульптурного изображения А.С.Пушкина является орехово-зуевский скульптор Н.П.Пустыгин.

В советское время в 1933-1940 гг. проезжая часть дороги Москва -Горький была расширена до 6- 7 метров . Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты. Реконструкция дороги проводилась с 1954 по 1964 годы.

Источник: Досье: Орехово-Зуево иОрехово-Зуевский район / В.Н. Алексеев, В.С. Лизунов. Моя Малая Родина. Крайорехово-зуевский. Руководство по краеведению

#2 А.К.

А.К.

    Форумный

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 159 сообщений

Отправлено 29 Июнь 2011 - 19:02

... а также Измайловский лесопарк, где чудом уцелел единственный в Москве нетронутый участок Владимирки ...


это где?
А кто к нам с ... придет, от ... и поимеет.

#3 Unknown User

Unknown User

    Unknown User

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 451 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 29 Июнь 2011 - 19:26

это где?



по недостоверной инф. с форумов:
"Рядом с трамвайной остановкой "3-я Владимирская" можно свернуть в лес, войти на территорию Измайловского парка.
Путь переграждают четыре канавы, полные воды, заросшие болотной растительностью. Это не простые канавы, а кюветы старой Владимирки. За этими канавами (их две с каждой стороны) идет главное полотно дороги.
Местами кюветы заросли елями, корявыми березами и дубняком, а по центру старой дороги тянулись вверх неизвестно кем и когда посаженные лиственницы. Как выяснилось потом тут находилась усадьба помещика Баулина. Когда-то, когда проводили Владимирское шоссе, он запретил вести дорогу мимо своей усадьбы - по улице принадлежавшей ему деревни Владимирки. Власти уважили каприз помещика, и дорога прошла ближе к лесу. После реформы 1861 года земли, о которых идет речь, стали общинными, дорогу якобы перенесли на то место вдоль деревни Владимирки, где она пролегает и теперь.
на топографической карте Москвы и ее окрестностей, изданной в 1852 году, имеется изображение обеих дорог; одна, отнесенная влево от деревни, и другая - на месте теперешнего шоссе Энтузиастов.
Один из создателей Измайловского парка вспоминает, что когда в советское время тут разбивали парк, то вход в него и начало центральной аллеи пришлись на полотно той самой старой Владимирки. Дорогу частично срыли, кюветы засыпали, но в общей сложности она сохранилась до села Ивановского, примерно на один километр.
В голодные годы гражданской войны часть полотна старой Владимирки распахали под огород, потом Алешинский совхоз посадил тут черную смородину, а затем картошку. "

#4 А.К.

А.К.

    Форумный

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 159 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2011 - 15:31

Москва -> Нижний Новгород за 4,5 часа: http://blogi.autonew.../view&id=488334
А кто к нам с ... придет, от ... и поимеет.

#5 user_001

user_001

    Окончательно продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 348 сообщений

Отправлено 18 Декабрь 2016 - 22:59

Интересные материалы про историю Владимирского тракта:

 

http://lubovbezusl.r...r/i/37-1-0-1112

http://onepamop.live...com/705083.html

http://ist-konkurs.r...-doroga-istorii

 

 


Если бы Чак Норрис женился на Ксении Собчак и взял её фамилию, то был бы он Чак Собчак


#6 сойка

сойка

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 53 сообщений

Отправлено 19 Декабрь 2016 - 03:09

Спасибо! Интересно.



#7 leonid

leonid

    Форумный

  • форумные
  • 1 792 сообщений

Отправлено 20 Декабрь 2016 - 20:46

С 1919 года Владимирская дорога в пределах Москвы стала называться "Шоссе энтузиастов" в честь революционеров, направлявшихся по тракту в Сибирь. О старой дороге в окрестностях шоссе напоминают названия рабочего поселка Владимирский, улиц Первая, Вторая и Третья Владимирских, а также Измайловский лесопарк, где чудом уцелел единственный в Москве нетронутый участок Владимирки. Самое первое село по Владимирке - Ивановское - находилось в 19 верстах от Москвы. Далее дорога, утрамбованная цепями, шла на Горенки (теперь г.Балашиха, 25 км от Москвы). За Горенками, пройдя через Буньково, дорога начинала играть в прятки, почти нигде не выдавая себя, маскируясь под покровом полей, укрываясь в лесах и проселках.

 

Подвозил как-то старого жителя Балашихи, узнал происхождение названия Горенки (ныне ж/д станция в одном из районов Балашихи).

Владимирский тракт - по нему пешком под конвоем вели ссыльных на каторгу, в Сибирь. До станции Горенки их могли сопровождать родственники, а там надо было прощаться. Много горя. А потом пришли большевики и переименовали Владимирский тракт в шоссе Энтузиастов (на костях!)