... немного пропустим blah-blah-blah о бытовом применении водовозных бочков ...Еще в древнем Новгороде для перевозки воды широко использовали водовозные бочки. Большие бочки перевозили на лошадях, а поменьше, на ведра три-четыре, в небольшой тележке вручную. Судя по найденным при раскопке клепкам, большие бочки вмещали до 45 ведер воды (примерно, 540 л), а маленькие — три-четыре ведра. Малая водовозная бочка (высота 52 см, диаметр 39 см), относящаяся к XVI веку, сохранилась полностью. Сделана она была из дуба. В одной из самых широких клепок-боковиков было вырезано прямоугольное наливное отверстие. Поскольку при перевозке бочка подвергается значительной тряске ...
Особо прочные и вместительные водовозные бочки состояли на вооружении пожарных дружин.
В случае тревоги мчали их во весь опор к пожарищу в телегах, запряженных парами лошадей Первоначально подвезенную воду лили на огонь ведрами, а затем брандспойтами, в которые воду из бочек подавали насосами (помпами). И вот некоему изобретателю пришла в голову мысль усовершенствовать водовозную бочку. Среди бумаг Петра I сохранились чертежи, по которым было изготовлено несколько бочек для самотушения пожара. В верхнем донце бочки вырезали круглое отверстие. Залив бочку водой, в него опускали жестяной сосуд, начиненный порохом, от которого наверх шла трубка с запалом. Бочку герметически закупоривали, оставляя конец запала снаружи. При контакте запала с огнем порох должен был взорваться, разорвать бочку и разбрызгать воду в горящем здании. Чтобы испытать «водяные бочки» на площади около Красных ворот, в один из февральских дней 1723 года были подожжены три небольшие постройки. Когда огонь набрал силу, в оконные проемы вкатили бочки для самотушения пожара». Раздались взрывы. Бочки сработали исправно, но потушить пожар все же не удалось. Руководивший испытаниями Петр I был неудовлетворен их результатами. Но вскоре за большими делами о «бочках для самотушения пожара» забыли. А все надежды пожарных были вновь обращены к обычной водовозной бочке, которая исправно продолжала служить вплоть до XX века.
В начале XIX века московские пожарные имели в своем распо-ряжении «больших бочек 94, малых бочек 88...» Эти бочки должны были отличаться особой прочностью, поскольку доставлялись они к месту пожара на предельной скорости и часто по ухабистой дороге.
Выезд московских пожарных красочно описывает В. Гиляровский: «Мимо генерал-губернаторского дома громыхает пожарный обоз: на четверках — багры, на тройке — пожарная машина, а на парах — вереница бочек с водой. А впереди, зверски дудя в медную трубу, мчится верховой с горящим факелом»